Пункт 1-й. Канал имени Москвы
19.05.2014
0

А погодка выдалась замечательная! Ласковое солнышко, свежий ветерок у воды и улыбки на лицах отплывающих и провожающих — прекрасное начало речного круиза.

Северный речной вокзалСеверный речной вокзал столицы, от причала которого отходит наш теплоход, расположен на берегу Химкинского водохранилища. Он был построен в далеком памятном 1937 году одновременно с Каналом имени Москвы и, что интересно, ещё до заполнения самого Химкинского водохранилища. Благодаря строительству этой сложной водной системы Москва получила прямой доступ к Волге — основной водной артерии Европейской России. Далее через систему рек, озер и рукотворных каналов был обеспечен выход к Белому, Балтийскому, Черному, Азовскому и Каспийскому морям, что подарило столице ещё одно громкое имя — «Порт пяти морей».

Изучая детали круиза Москва — Соловки, я совсем забыла об этом историческом факте. И вот теперь, слушая путевую информацию из динамиков на палубе, восстанавливала в своей голове обрывки поблекших знаний об истории и географии родной страны. В течение следующих двух недель мне ещё не раз станет очень и очень стыдно за свою забывчивость, но пока ещё всё только начинается.

Кстати, про динамики и путевую информацию. Для тех, кто ещё ни разу не был в речном круизе и задаётся вопросом, не будет ли скучно на корабле, скажу, что без внимания вас не оставят ни на минуту. В частности во время движения теплохода по судовому радио можно слушать информацию о той местности, по которой следует лайнер. Информационная сводка звучит не всегда, но об основных достопримечательностях маршрута вам обязательно расскажут. Радио можно слушать не выходя из каюты, а можно присесть на палубе поближе к динамику и любоваться окружающим пейзажем под познавательный рассказ.

Москва с теплохода выглядит совершенно иначе, чем из окна автомобиля. Не знаю за счет чего создаётся этот эффект, но каждый раз, когда я оказываюсь на речной прогулке, кажется, что попадаю в какой-то совсем другой город: более величественный и торжественный. Правда в северном направлении на выходе из города это не так сильно бросается в глаза, гораздо больший интерес представляет то, что находится у нас под килем, то есть сам канал.

Канал имени МосквыВ наши дни, когда постоянное население Москвы превышает 12 000 000, а общее по некоторым данным составляет почти 17 000 000 человек, цифра в 3 000 000 кажется совсем детской, но в начале 30-х годов XX века она означала перенаселение столицы. Город испытывал серьезный недостаток питьевой воды, умирающая река Москва представляла собой смесь промышленных и иных отходов, к тому же около Кремля ее можно было перейти вброд.

Проект строительства канала, который соединил бы полноводную Волгу с Москвой, был столь же амбициозен и сложен, как все проекты того времени. На рассмотрение предлагалось несколько вариантов, но наиболее эффективным из них был признан так называемый Шошинский вариант, по которому предполагалось задействовать устье реки Шоши. В дальнейшем это вариант был доработан, немного изменен и окончательно утвержден как Дмитровский. Согласно Дмитровскому варианту проекта канал начинался в Москве в районе Щукино, далее следовал на север через Химки, Долгопрудный и Дмитров, после чего соединялся с Волгой в районе Дубны. При средней ширине по поверхности примерно 85 метров, общая длина канала составила 128 км,  а глубина не превышала 12 и лишь в нескольких местах доходила до 30 метров.

Строительство канала заняло 4 года и 8 месяцев. За это время было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, 2 транспортных тоннеля, 8 аварийных и заградительных ворот, 1 водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач, а также множество других объектов и сооружений.

Сегодня катание на комфортабельных прогулочных теплоходах по Москве кажется нам естественной возможностью. Пересекающая столицу полноводная река с живописными набережными и прекрасными видами является неотъемлемой частью городского пейзажа. И мало кто из нас задумывается над тем, что без воды из Канала имени Москвы этот город был бы совершенно иным. Ведь рукотворный канал не только определяет облик современной столицы, но и обеспечивает более 60% всей потребляемой питьевой и промышленной воды.

Интересно, что сама идея соединить каналом Москву и Волгу пришла в голову ещё Петру I. Он даже повелел разработать проект, осуществить который помешала смерть великого царя-реформатора. Вторая, более удачная попытка была предпринята в XIX веке, однако и её век оказался не долгим. И лишь с третьего раза удалось воплотить в жизнь этот грандиозный замысел.

Канал имени Москвы строительствоКак и большинство масштабных строек того времени, Канал имени Москвы строился руками заключенных. При этом стройка практически в прямом смысле производилась «руками», так как техники катастрофически не хватало — основными инструментами служили кирка, лопата и тачка. На одной только Глубокой выемке у деревни Хлебниково вручную было вынуто более 2 миллионов кубометров грунта. Хотя правильнее было бы считать не кубометры грунта, а человеческие жизни, которыми щедро оплачивалось строительство светлого будущего. Труд заключенных был настолько изнурительным, что иногда обессилевшие строители срывались в свежевырытые котлованы вместе с тачками. Говорят, что многих из них даже не доставали, а так и замуровывали в бетон продолжая строительство.

Нужно было выдержать темп. Измученные заключенные умирали тысячами. Каждое утро со строек выезжали груженые трупами телеги. Умерших хоронили в братских могилах в ближайших лесах, укладывая рядами и слегка присыпая землей. На следующий день привозили еще одну порцию, укладывали новый ряд поверх вчерашнего и снова слегка присыпали землей. Но и выжить в таких условиях ещё не означало избавления от смерти. После окончания строительства начались массовые расстрелы заключенных Дмитлага на «спецобъектах» Бутово и Коммуна­рка, продолжавшиеся аж до апреля 1938 года. Точных цифр история не сохранила. Весь архив Дмитлага был уничтожен во времена второй мировой при подходе немцев к Москве.

5-го июля 2007 года на берегу Канала имени Москвы при подходе к шлюзу №4 был торжественно заложен первый камень фундамента ныне действующей часовни Новомучеников в земле российской просиявших, построенной по проекту художника Петра Стронского в память о строителях канала. Подобных часовень на всём пути следования встречается не мало, но нужно было бы ещё больше. Мы не сможем помнить по имени каждого замученного до смерти заключенного, да и святых среди них было не много. Но мы должны задумываться над своей историей, стараясь правильно понять её уроки. Подумайте об этом, когда будете открывать кран на кухне или в ванной.

Меньше, чем за сутки мы преодолели Канал имени Москвы и остановились на техническую стоянку у маленького, невзрачного причала Дубна. Здесь находится первая важная точка нашего путешествия: мы покидаем первый рукотворный канал на нашем маршруте и выходим в основное русло Волги. Но сначала первая экскурсия.

Причал Дубна

 

 

Добавить комментарий