Круиз Москва — Соловки. Личный выбор
19.05.2014
0

Красное vs Белое

Рекламу этого круиза я увидела на сайте одной из паломнических служб и может быть не обратила бы на него никакого внимания, если бы не простое любопытство: «Москва — не морской порт. Как от неё доплыть до Белого моря, в котором находится Соловецкий архипелаг? По суше что ли их корабль плавает?» И я решила исследовать этот вопрос детально.

Карта Москва - СоловкиПервое предположение было такое: едем по земле до Питера, там пересаживаемся на корабль и плывем вокруг Скандинавии вдоль всех живописных фьордов, огибаем Кольский полуостров и входим в Белое море. Но расписание поездки содержало лишь названия российских населенных пунктов: Горицы, Кижи, Мышкин и так далее. Значит ни о какой Скандинавии и речи быть не может и весь путь пролегает по территории России.

Я раскрыла Google карты так, чтобы были видны одновременно Москва и Соловецкие острова, затем стала постепенно укрупнять изображение, пытаясь разглядеть на зеленой земле прожилки ярко-синих рек, которые хотя бы теоретически могли бы быть достаточно глубокими, чтобы по ним ходили много-палубные круизные лайнеры. При этом реки должны были соединялись между собой таким образом, чтобы составить нужный маршрут. Выходило плохо. В какой-то момент я просто не выдержала и решилась позвонить по указанному в рекламном объявлении номеру.

— Нет никакой загадки, — дружелюбно ответила женщина на том конце провода, — мы идем через 3 рукотворных канала, соединяющих реки и озёра, проходим систему из нескольких десятков шлюзов и выходим в Белое море. Обратите внимание, что мы не делаем пересадку на морской лайнер при выходе в море. Наш корабль сделан по специальному проекту река-море и мы действительно доставим вас от Москвы прямо к Соловецким островам.

ШлюзыОго! С этого момента все мои мысли были заняты этой поездкой. Я снова и снова отыскивала в интернете информацию о круизе Москва-Соловки, изучая маршрут, предлагаемые экскурсии, а также варианты размещения и стоимость. В процессе поисков я выяснила, что этот круиз не единственный. Можно выбирать круизный флот, маршрут, корабль, каюту, время отправления, порт назначения и многое другое. От обилия возможностей глаза разбегались. В этот момент я поняла, что открыла для себя огромный новый мир мир речных круизов.

Тем, кто давно знаком с этой темой, моё удивление покажется смешным. Но в тот момент я и представить себе не могла, что променяю жаркие пляжи и комфорт пятизвездочных отелей Красного моря на пробирающие до костей холодные ветра Белого. К тому же оказалось, что путевка на Белое море стоит дороже* двухнедельного отдыха в Египте. Но меня, что называется, «зацепило».

Исследовав изрядное количество форумов и блогов, а также сайтов круизных компаний, я вернулась к первоначальному варианту, реклама которого так растревожила моё любопытство. В нем было сразу несколько значительных преимуществ, повлиявших на итоговый выбор. Были и свои недостатки, о которых я обязательно расскажу в процессе повествования.

Признаюсь, я вовсе не была уверена в том, что летний отпуск на Белом море — это хорошая идея. Но на Красном море, равно как и на других южных морях, я была уже много раз, а на северном Белом ещё ни разу. Жажда новизны оказалась настолько сильной, что пришлось сдаться.

Русь Великая — наш теплоход!

Русь ВеликаяРусь Великая — именно такое название получил теплоход, на котором мне предстояло отправиться в путь. Почему именно он? Говоря откровенно, выбор был не велик. Не смотря на то, что маршрут «Москва — Соловки» предлагают несколько круизных компаний, но лишь два теплохода в России выполняют этот рейс от начала до конца без пересадок. Другие теплоходы высаживают туристов в Беломорске, а то и раньше. Пересекать Белое море приходится либо на другом корабле, либо самолётом.

Есть ряд причин, по которым приходится делать такую пересадку. Некоторые комфортабельные круизные лайнеры слишком широки для старых узких шлюзов Беломоро-Балтийского канала, другие предназначены только для речных круизов и не могут выходить в море. В этом смысле теплоход Русь Великая имеет явное преимущество, так как относится к универсальному типу «река — море» и имеет ширину, обеспечивающую возможность прохождения шлюзов ББК.

Как сказано на сайте круизного флота Русич, в состав которого входит Русь Великая, этот теплоход был специально построен для организации путешествий на Соловецкие острова. Цитирую:

«Идея построить собственный теплоход для организации путешествий на Соловецкие острова родилась у нас несколько лет назад. Когда мы приступали к строительству теплохода «Русь Великая», нами двигало желание открыть всем жителям России, удивительной красоты места, посещение которых дарит бесценный опыт самопознания»

Забегая вперед, скажу, что эта поездка на Соловецкие острова стала одной из самых информационно насыщенных и запоминающихся поездок в моей жизни, ну а пока продолжу рассказ про теплоход. Достоверность информации я не проверяла, но, как рассказывали попутчики, в России до сих пор не строятся речные круизные лайнеры. Весь российский пассажирский речной флот — это фактически модернизированные старые суда ещё советских времен.

Не является исключением и Русь Великая. Особенность данного корабля в том, что он перестроен на 90%. Старым остался лишь «скелет», на который нарастили новое «тело». Абсолютно всё, включая механику, оборудование, системы навигации, внутреннюю отделку, мебель в каютах, было заменено. В результате такой грандиозной и масштабной работы корабль полностью преобразился.

Русь Великая носНет, он не стал похож на плавающий дворец, но получил всё необходимое для тех самых путешествий, ради которых был создан. Когда я впервые увидела Русь Великую у причала Северного Речного вокзала Москвы, то в первый момент даже немного расстроилась. Корабль выглядел скромнее, чем соседние круизные лайнеры компании «Водоходъ», принимающие на борт иностранных туристов. Но зато эти красавцы не помещаются в шлюзы ББК и не выходят в Белое море, а наш удалец оказался гораздо удобнее.

Хотя Русь Великая выглядит сравнительно скромно, она имеет на борту всё необходимое: удобства в каждом номере, при заселении выдают халат и одноразовые тапочки, в каютах современный телевизор и холодильник, а главное пахнет свежестью! Ведь корабль только что буквально построен заново и ещё не успел затереться и износиться. Всё это относится не только к отделке и технике, но и к мебели, посуде, постельному белью. Так что скромность комфорту не помеха.

Конечно, есть и недостатки. И, если тесноватые каюты меня не смущают, то вот отсутствие свежей питьевой воды в куллере оказалось неприятным сюрпризом. Пришлось в первом же порту запастись минералкой в бутылках. Также немного напрягало общее кондиционирование, из-за которого было сложновато установить собственный микроклимат в каюте. Ещё не понравился скользкий пол, что очень важно в морских путешествиях, так как является вопросом безопасности.

Всё остальное — еда в ресторане, обслуживание, ассортимент местного бара и другие мелочи — на мой взгляд являются вполне приемлемыми. Сравнив полученные удобства с отелями в разных уголках мира, я мысленно оценила уровень комфорта на простецкие 3*** и осталась довольна. Ведь не ради комфорта я сюда явилась, а ради той программы, которую предлагает круизный флот Русич. Уникальные маршруты и авторские экскурсионные программы являются отличительной особенностью и основным преимуществом этой организации. Таких маршрутов и программ нет больше нигде!

Курс на север

Заяцкий островОтправляясь в круиз, я ничего не знала о маршруте и о том, на сколько увлекательной, великой, славной и одновременно трагической является история буквально каждого километра нашего пути. Меня влекло простое любопытство. Уже потом, после возвращения, вновь и вновь пересказывая друзьям и знакомым все подробности своего двухнедельного путешествия, я со стыдом задумывалась над тем, как же мы не внимательны к родной стране! Мы даже географию Средиземноморья скоро будем знать лучше, чем географию земель, подаривших силу нашим предкам.

Русский север всегда ассоциировался в наших умах со стойкостью тела, духовной зрелостью и чистотой ума. Он не терпит ничего лишнего, не принимает пустого бахвальства и показухи, но как рентгеновский луч просвечивает тело, так Русский Север обнажает глубочайшие тайны человеческой души. Странно, но этот суровый и молчаливый край волшебным образом является самой уютной и теплой колыбелью, заботливо берегущей саму основу русской духовности. Путешествуя по этим краям мы словно рождаемся заново, очищаемся и закаляемся, удивляясь тому, откуда вдруг берутся силы и как меняется наше отношение к повседневным событиям.

Мемориал СандармохКруиз на выбранные даты оказался вполне светским. Помимо знаменитых православных монастырей, экскурсионная программа включала посещение музея-заповедника Кижи, мемориального комплекса в Медвежьегорске, удивительных древних лабиринтов Заяцкого острова и Беломорских петроглифов, а также множества местных музеев и достопримечательностей в таких популярных туристических городах, как Углич, Мышкин и другие.

Маршрут круиза пролегал через всю Карелию, что давало возможность полюбоваться первобытно-чистой красотой этого сказочного края в достаточно комфортных условиях  не покидая теплохода. Для меня это было идеально, так как на тот момент я не была готова ночевать в Карелии в палатке, а мне очень хотелось увидеть собственными глазами этот край, многократно воспетый поэтами и восторженно прославляемый путешественниками всех мастей.

Как я уже упоминала выше, маршрут проходил через 3 рукотворных канала, а также сеть естественных водоёмов. До описания своего путешествия я добралась значительно позже и многие воспоминания стерлись, зато появились новые знания. Поэтому своё повествование я решила разделить не по дням, а по особенно памятным пунктам.


*По состоянию на 2014 год.

Закат над Белым морем

Добавить комментарий