Пункт 3-й. Ферапонтов монастырь
21.05.2014
0

Причал КузиноНа пассажирском причале Кузино нас встречал одинокий служащий, пара туристических автобусов и несколько деревянных построек, окруженных плотным частоколом как в Древней Руси. Композиция выглядела незавершенной: не хватает торговых рядов, коробейников в ярких кафтанах, действующего трактира да конных повозок или пони для катания ребятишек. Может быть, всё это будет здесь в будущем, когда экскурсионные программы по рекам России станут чуть более популярны, чем сейчас.

Причал КузиноА пока, пересев в туристические автобусы, мы направляемся в Ферапонтов монастырь — объект Всемирного культурного наследия, охраняемый ЮНЕСКО. На обратном пути мы заедем в другой не менее значимый пункт — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — Кирилло-Белозерский монастырь. Два эти пункта мы посещаем в один день, но я намерено разделила поездку на два поста, так как каждый из этих пунктов достоин отдельного описания.

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь

Пункт 3-й. Ферапонтово вид на озероИменно такое полное название носит знаменитый на весь мир музей. Да, сегодня это музей, чудом сохранившийся и донесший на своих стенах бесценные фрески Дионисия — ведущего московского иконописца рубежа XV-XVI веков, продолжателя традиций Андрея Рублева.

Так сложилось, что в России имя Дионисия оказалось в тени великого имени его учителя, однако за рубежом он известен едва ли не лучше, чем сам Рублев. Возможно, именно этим и объясняется популярность этого места у иностранных туристов, в чем мы лично смогли убедиться чуть позже у стен соседнего Кирилло-Белозерского монастыря.

Ферапонтов монастырь основан в 1398 году на холме между Бородаевским и Паским озерами Кирилловского района Вологодской области. Именно у подножья этого холма и остановились наши автобусы. Погода способствовала приятной прогулке, а вид на раскинувшееся внизу озеро был просто великолепен. Деревня Ферапонтово, вблизи которой расположен монастырь, находится преимущественно на противоположной стороне озера, но несколько домиков приютились прямо у стен монастыря.

По словам экскурсовода здесь постоянно проживает около 500 жителей, молодых много. Сами экскурсоводы — молодые ребята с хорошо поставленной речью — местные. Родились и выросли в деревне. Уезжали учиться, но вернулись работать в родную деревню. Меня поразила легкость их общения, объем знаний, а ещё постоянная жизнерадостная улыбка на лицах. В Москве такая жизнерадостность и дружелюбие становятся редкостью. «Надо же, — почему-то подумалось мне, — а говорят, что российская глубинка спивается. Врут. Подло врут».

ФерапонтовоИстория монастыря началась с того момента, когда на этом самом холме поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт, захотевший жить ещё более уединенной жизнью. Через несколько лет Ферапонт покинул и эти места, основав под Можайском свой второй монастырь. А его первое детище набрало силу и известность благодаря деятельности другого ученика Кирилла Белозерского — преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 годах игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Число братии постоянно увеличиваетсяи со второй половины XV века монастырь становится значимым духовным и культурным центром Белозерья. Здешние старцы были известны даже в Москве. На поклонение в монастырь шли толпы паломников.

Пункт 3-й. Навратный храмПериод с XV по XVI века в жизни монастыря связан с такими именами, как Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие. Из его стен вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Доходы постоянно увеличиваются, растет и влияние на жизнь государства. Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII века принадлежит несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря. С XV по XVII век строятся церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки: каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата.

Пункт 3-й. МонастырьВ отличие от Кирилло-Белозерского монастыря, Ферапонтов монастырь практически не имел ограды, в следствие чего был практически полностью разорен при польско-литовском нашествии. Нашествие вражеских отрядов на Белозерский край привело к крайне бедственному экономическому положению региона, выйти из которого и возобновить каменное строительство удалось лишь спустя 25 лет. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII века монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Однако и этот подъем был не долгим. Последним ярким событием в истории монастыря было Десятилетнее пребывание Никона с 1666 по 1676 год. После этого монастырь стал пустеть и в 1798 году был упразднен указом Синода, а его церкви стали приходскими.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, но в 1924 году был закрыт вновь, теперь уже окончательно.

После закрытия монастыря в его стенах был организован музей, который в последствии был переформирован и с 1975 года превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, который является филиалом «Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музейя-заповедника». На основании Указа Президента в 1997 году он включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.Пункт 3-й. Церковь

Именно в этот музей полюбоваться фресками великого мастера и стекаются толпы туристов со всего света. Фрески, созданные в 1502 году, находятся в соборе Рождества Богородицы. Чудо, что с этого времени роспись сохранилась в первозданном виде.

Надпись о времени создания росписи и ее мастерах расположена на поверхности арки северного входа собора. В ней сообщается о времени создания (1502 год) и сроках исполнения (34 дня) росписи иконником Дионисием «со своими чады».

Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря бывшим архиепископом Ростовским Иоасафом.

Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов, оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана.

Площадь стенописи собора около 600 квадратных метров. Как показали научно-исследовательские работы, она имеет прочный грунт и отличается хорошим состоянием красочных слоев.

С 1981 года в соборе Рождества Богородицы ведутся научно-исследовательские и консервационные работы по особым методам, впервые разработанным специально для росписей Дионисия, осуществляется надзор за температурно-влажностным режимом, состоянием левкаса и красочных слоев. Профилактическая консервация фресок и отлаженный температурно-влажностный режим заложили научную основу сохранения росписи Дионисия как национального сокровища, памятника российской и европейской культуры.

Добавить комментарий